§ 136
§ 135. Деепричастие последовательного действия § 137. Условно-временное деепричастиеДеепричастие попутного действия по своему значению близко к деепричастию одновременного действия, оно обозначает действие, происходящее попутно с главным действием.
Деепричастие попутного дейстия отличается от деепричастия одновременного действия тем, что деепричастие одновременного действия имеет значение зависимого действия, которое всё время сопутствует главному действию, деепричастие же попурного действия имеет значение действия, которое сопутствует главному действию лишь некоторое время.
Образуется деепричастие попутного действия с помощью суффикса -мнак, -мнэк, -мнок. Во множественном числе оно может иметь суффикс -л (-мнакил, -мнэкил, -мнокил).
Би, бираканмэ давамнак, дюлави эмэм. Я, переправившись через речку, пришёл домой. Куӈакар, эвимнэкил, молва тавра. Дети, играя, собирали дрова. Бу, кочово дутэмнэкил, урикиттулэ эмэрэв. Мы, пересекая мыс, пришли на стойбище. Гиркилтыкиви бэюрвэ илбэмнэк, бикиттыкиви мучучав. Подгоняя зверей к своим товарищам, я возвратился домой.
Некоторые деепричастия попутного действия по значению приближаются к наречиям.
Гиркив, бэюктэденэ, илтэмнэк ӈэнэчэн. Мой товарищ, охотясь, прошёл мимо. Самолёт туксулвэ лупумнэк дэгрэн. Самолёт прошёл сквозь тучи.
Деепричастие попутного действия, сочетаясь с вспомогательными глаголами, может входить в составное сказуемое, а также может, как обычное наречие, характеризовать действие, выраженное глаголом, деепричастием или причастием.
Сулаки, ӈинакин дярин турэнмэ долдыкса, серви иливран, хуктымнэк оран. Лисица, услышав разговор о собаке, насторожила уши и бросилась бежать. Муринми алагилгаракив, толгоки хэргидэдун хуклэмнэк оракив, дагадуви чоракар игилвэтын долдым. Когда я уже хотел отпрягать коня и ложиться под сани, недалеко услышал звук колокольчиков.
Деепричастие попутного действия в ряде говоров эвенкийского языка (преимущественно в восточных эвенкийских районах: Томмотском районе Якутии, Верхне-Буреинском районе Хабаровского края и в др.) имеет значение цели, к которой направлено главное действие.
Акинми, чарканми тулэмнэк, дыски ӈэнэрэн. Мой старший брат пошёл на гору, чтобы поставить ловушку. Куӈакар, алагувумнакил, школала эмэрэ. Дети пришли в школу, чтобы учиться.
Упражнение 85
а) Спишите текст и подчеркните деепричастия попутного действия.
1. Дылача туксулвэ лупумнэк ичэвдерэн. 2. Би дюлава, бирава давамнак, эмэчэв. 3. Энекэ куӈакартыки гунэн: «Таткиттула суруми, дутэмнэк ӈэнэдэвэр». 4. Мунтыки эр бэе сокачимнак улгучэнэн. 5. Акинми, бэюнмэ ичэксэ, пэктырэвунми чэкитэмнэк, туксастан. 6. Аминми орорво илбэрэн, орор дюва илтэмнэк ӈэнэрэ. 7. Оронин хуктырэн даваримнак минэвэ.
б) Придумайте предложения, в которых были бы деепричастия попутного действия.
§ 137. Условно-временное деепричастие →Упражнение 86
Спишите текст, подчеркните безличные деепричастия и определите их.
1. Ниху, дягда дагадун гилвэ хунилвэ умунупиксэ, нимӈаканмэ, Л. Н. Толстой дукунаван, «Илан хомотыл» гэрбичивэ, таӈдяран. Халтын лучадыт албадячатын тылдеми, Ниху нуӈардутын эвэдыт улгучэнэкин, нуӈартын, горово, урунденэл, инедечэтын. 2. Захар дёнан, он нюӈи, тыкуликса, нуӈанман мот иктудечэн, тыкин нуӈан доколок бисин. 3. Илэл дюла ирэ, тэгэчиммер. Стол дагадун тэгэтчэнэл, илэл алагумнидук ханӈукталла, он интернатту хутэлтын бинивэтын. 4. Амакакан биксэ, тураки муннуканмэ, нян арчакса, гунэн: «Си, эдэ, энэ сокачикта биси, сониӈ бисинни». 5. Кот долдыран, сулакива асакса, боконон, тадук петухва тагдыстан. Кот нян петухтыки гунэн: «Си дюдуви тэгэтчэкэл, окошколи энэ сигилура. Эси би, гороло суруксэ, этэм долдыра». 6. Акнилин, городтук эмэксэл, нуӈандун анивунма эмэврэ. 7. Хунаткан, окошколи ичэтчэнэ, дивэдерэн. 8. Иргичи, секта тэгэрдун мунувэ дептылэвэ ичэксэ, тартыки туксанчэденэ, капканду тагаран. 9. Сулаки, ӈинакирва ичэксэ, хуктыллэн. Ӈинакир, сулакива асаксал, боконо. 10. Атыркан хутэнэн, коӈива удякитту эмэниксэ, чипичава асакталлан.