§ 51
§ 50. Исходный падеж § 52. Совместный падежИмя существительное в творительном падеже имеет значение орудия действия или способа передвижения.
Нуӈан уллэвэ пуртат минэрэн. Он разрезал мясо ножом. Бэюмимни голово уливунда анаран. Охотник толкнул бревно веслом. Амимни дю дагадун сиӈилгэнмэ эривунди эррэн. Отец разгрёб лопатой снег около дома. Би элэ орорди эмэм. Я сюда приехал на олене. Матал дявит сурусинэ. Соседи уехали на лодке.
В ряде говоров эвенкийского языка творительный падеж, кроме своего основного значения, — выражать орудией действия, употребляется для выражения совместности действия, например: Би аситви улумэдечэв. Я с женой охотился. Нуӈан гиркитви гиркудячан. Он шёл со своим товарищем.
Творительный падеж отвечает на вопросы: ӈит? кем? экунди? кем? чем? на чём? ӈилди? ӈиет? кем? экурди? кем? чем?
Суффикс творительного падежа у имён существительных, оканчивающихся на гласные и согласные звуки (кроме н), в единственном числе — -т, у имён существительных во множественном числе — -ди.
пуртат ножом, пурталди ножами.
Имена существительные, оканчивающиеся на н, имеют суффикс творительного падежа и в единственном, и во множественном числе -ди: муринди конём, мурирди конями.
В предложении имя существительное в творительном падеже служит дополнением или обстоятельством образа действия.
§ 52. Совместный падеж →Упражнение 23
а) Спишите. Подчеркните слова в творительном падеже.
1. Би адылит кэтэвэ колемтэвла дявам. 2. Нэкунми лукит чипичавэ гарпаран. 3. Би синди гиркилэмудем. 4. Пионерил оӈкочот баргиски дагисина, косимнилду бэлэдэвэр. 5. Кэтэ куӈакар таткиттула эмэвкил: гил орорди эмэвкил, гил дявилди, гил пароходит эмэвкил. 6. Энинми пуртат уллэвэ минэрэн, ӈинакирдус нодаран. 7. Куӈакар орокорди эвивунтэдечэтын.
б) Придумайте и напишите предложения, в которых были бы слова в творительном падеже.
в) Переведите на эвенкийский язык:
1. Мы расчистили лопатами дорогу от снега. 2. Я оттолкнул лодку веслом от берега. 3. Вымой лицо тёплой водой с мылом. 4. Площадку около клуба мы посыпали жёлтым песком. 5. Я горжусь своим товарищем: за отличную учёбу он получил грамоту. 6. Ветром сорвало с крыши несколько досок.