§ 52
§ 51. Творительный падеж § 53. Склонение имён существительных, заимствованных из русского языкаСовместный падеж указывает на лицо, совместно с другим лицом производящее действие или совместно пребывающее в каком-либо состоянии.
Суффикс совместного падежа -нун: бэенун с человеком. Совместный падеж отвечает на вопросы: ӈинун? с кем? экуннун? с кем? с чем? ӈилнун? ӈиенун? с кем? экурнун? с кем? с чем?
В предложении имя существительное в совместном падеже служит дополнением.
Би гиркилнунми колхозникилду бэлэтчэчэв, клубвэ одатын. Я с товарищами помогал колхозникам строить клуб. Нэкунми гилнун куӈакарнун умукэнду алагувулчан. Мой младший брат вместе с другими детьми начал учиться.
Имя существительное в совместном падеже может входить в состав подлежащего.
Этыркэн атырканнунми тар гулэкэнду бидечэтын. В том домике жили старик со своей старухой.
Совместный падеж характеризуется тем, что к слову в совместном падеже может присоединяться ещё суффикс другого падежа, образуя так называемые двойные формы склонения, например: Би киранма муннуканнунма ичэм. Я увидел орла с зайцем.
В этом предложении слово муннукан-нун-маимеет два падежных суффикса: суффикс совместного падежа -нун и суффикс винительного падежа -ма.
Явление двойного склонения объясняется тем, что совместный падеж отличается от всех других падежей, так как выражает отношения не между предметом и действием, а отношения между предметами. Следовательно, суффикс -нун указывает на отношение совместности между какими-либо лицами, не указывая при этом их отношение к действию. Поэтому, кроме формы совместного падежа, возможно ещё присоединение второй падежной формы, выражающей отношение этих предметов к действию.
Упражнение 24
а) Спишите. Подчеркните слова в совместном падеже.
1. Тэгэми би аминнунми олломосиндяӈав. 2. Агили ӈэнэденэ, нэку дагадун би акиннунини арчалдычав. 3. Аминми гиркинунми гороло бэюмэсинчэн. 4. Тар этыркэн атырканнунми ламу дагадун бидечэтын. 5. Умукэнду гулэсэгду торгон мевун аси хунатнунми, тадук хутэрэннунми бидечэн.
б) Придумайте и напишите предложения, в которых были бы слова в совместном падеже.
в) Переведите на эвенкийский язык:
1. Эвенки вместе с другими народами строят новую счастливую жизнь. 2. Я вместе со своими товарищами осенью пойду в школу. 3. Дети с учителем пошли на экскурсию, чтобы знать свой район. 4. Охотники с рыболовами стали соревноваться.
Фонетические изменения падежных суффиксов в зависимости от конечного звука основы
№ п/п Названия падежей Конечный звук основы Гласный Согласный Н Суффикс мн. числа глухой к, с, т, п носовой м, ӈ прочие согласные 1. Именительный мо дерево дэт тундра лаӈ ловушка бур остров киран орёл мол деревья 2. Винительный мо-ва дэт-вэ лаӈ-мэ бур-вэ киран-ма мол-ва 3. Винительный неопределённый мо-я дэт-ъ-е лаӈ-ъ-е бур-ъ-е киран-а мол-а 4. Дательный мо-ду дэт-ту лаӈ-ду бур-ду киран-ду мол-ду 5. Направительный мо-тки дэт-тыки лаӈ-тыки бурт-тыки киран-тыки мол-тыки 6. Местный мо-ла дэт-тулэ лаӈ-дула бур-дулэ киран-дула мол-дула 7. Продольный мо-ли дэт-тули лаӈ-дули бур-дули киран-дули мол-дули 8. Направительно-местный мо-кли дэт-ы-кли лаӈ-и-кла бур-и-кла киран-и-кла мол-и-кла 9. Направительно-продольный мо-кли дэт-ы-кли лаӈ-и-кли бур-и-кли киран-и-кли мол-и-кли 10. Отложительный мо-дук дэт-тук лаӈ-дук бур-дук киран-дук мол-дук 11. Исходный мо-гит дэт-кит лаӈ-ӈит бур-гит киран-ӈит мол-гит 12. Творительный мо-т дэт-ы-т лаӈ-и-т бур-и-т киран-ди мол-ди 13. Совместный мо-нун дэт-нун лаӈ-нун бур-нун киран-нун мол-нун
Упражнение 25
а) Выпишите имена существительные в различных падежах и определите падеж.
Умнэкэн сэлэмэвэ хоктово этэечимни Семён агили ӈэнэдечэн. Дылача бурулдечэн. Мурэли иду-дэ чэрумэ. Эр-дэт сэлэмэ хокто ичэвулделлэн. Умнэт Семён долдыран экун-ка сэлэт киӈинэдеривэн. Семён химатмэрит сурурэн. Дялдуви гундерэн: «Экун тар?»
Агласагдула юдерэн — дюлэгидэдун сэлэмэ хокто чурбукагин. Угидэнун илэ тэгэтчэнэ экунма-вал одяран. Семён нуӈандулан эмэсинэн. Ичэдерэн, илэ иллан: ӈалэдун сэлэмэ тыевун. Тыевунми рельса хэргидэлэн сичисинэн, угириксэ, рельсава олдоптыки анаран. Семён эсалдун хактырапчу оран. Семён нуӈандулан химат туксаллан. Илэ мокатай хэргиски туксасинан.
Илэлвэ ӈэвдери поезд ӈэнэдерэн. Нуӈанман иливкандан, флаг ачин. Сукчавчавэ рельсава эӈи амакан дёкевра. Овур ачирдутын экунма-да эсинни ора. Семён эсин садерэ экун одяӈаван. Сукчавчала рельсала эмэрэн — мурэли ӈиннукар хуклэкунисин идерэн. Семён авунми луктан, тарадук багдамава дагалин дегинӈуви ӈалэви минэсинэн. Хэку сэксэ усикэнӈэчин юллэн. Семён сэксэтви пулатвэ уларан. ӈиннукан дугэдун аят уйрэн, ичэвкэчиллэн мэнӈиви «хуламава флагви», илитчаран, флагитви арпулдяна. Тадук эсалдун хактырапчу оран. Нуӈан флагви бурирэн. Эми-вал поездва ӈэнэвдери нуӈанман ичэрэн. Поезд иллан. Илэл вагонилдук юмэлчэрэ. Ичэдерэ — бэе хуклэдерэн, дагадун сэксэчи торга ӈиннуканду уивчэ.
б) Просклоняйте следующие имена существительные: дю, адыл, лаӈ, ӈинакин, бэр, дюл, ӈинакир. Проследите и объясните различие в форме падежных суффиксов при склонении этих имён существительных.
в) Разберите следующие имена существительные в различных падежах по предлагаемой схеме:
адылилду, кумаланмэ, агидук, дэтту, бирагит, дявит, таткиттула, пурталди, алагумнилнун, ӈалэлду, бурилдули, оллоё, поталдук.
Образец разбора:
Слово Основа слова Суффикс мн. ч. Суффикс падежа диктэлвэ диктэ -л -вэ (вин.) бирадук бира — -дук (отл.)
Упражнение 26
Укажите значения и суффиксы падежей, встретившихся в тексте. Назовите падежи, не встречавшиеся в тексте.
Неӈне бира эенэкин-нун, колхозвун химат бригадалви итыгаллан. Эр анӈаниду кэтэ оллол биси. Эдэвэр аманнира кэдэрэв. Дюрдярвэ бираякарвэ укивдеӈэ бичэн. Туг-дэ минэ аминнунми бираякан Чорко гэрбичилэн уӈнэ. Горово бирава солодёнол, аран-аран истав. Эмэми-нун, аминми минэ ипкэрэн, тар бираяканмэ ичэнэдэв. Ичэчим улуктадук: со-да каӈки тар бираяӈивун. Аминдулави эмэм, упкатва улгучэним. Тыматнэ унэ тэгэксэл, сурурэв. Сектаӈилавар дюгуллэв. Сома кэтэвэ секталва бирая дяпкалан дюгум. Аминми, сектаӈилвар, гулувунма илакса, матадяран, би-дэ нуӈандун бэлэлим. Кэ, аминнунми депилдым. Илаллава инэтэв. Тар инэлдувэр би кэтэвэ нюӈнякилва вачав. Со-да ая бивки нуӈарватын мули асактами. Сэвденнэдукви сот инектэӈнэм. Илидувун бираяканмун арбасинан. Аминми сот хэлинчэллэн, муӈмэр аминдавэр. Туг-дэ эси долбонива хаваллав. Укивэр орав. Тэгами-нун би ичэнэсиним. Укидув кэтэмэмэ хэгдыкэкур оллол-нирул тагачал. Тариӈилви бирая дяпкалан нодудями, сот дэрум. Умивум, халвэтын аминтыкиви сурувум. Тырганива упкатван оллоӈилдивар хаватэрэв. Бочкалви силким, оллоӈилви турукэдэм. Нэкундулэви оллол чолилватын томкоду улгэним — килтырэним. Туг-ды кэтэ укидувун оллол тагадячатын. Адыва-да тырганилва эчэвун арэ. Планмэр дялупкирав. Турукэӈивун абулиллан. Нян аминми минэ гулэсэгдулэ уӈнэн. Тала эмэрэкив-нун, правление заседаниелан эрирэ. Минӈи хавалив долчатта. Дукувундувар дукура мундули, аминнундули, упкат олломимнил садатын. Тугдэ миннун совет хэгдыгун сурулдырэн. Долболтоно бираяӈдулав эмэрэв. Аминми оллолво силача. Депиллэв. Со аял бургул оллол! Алаке девдепивун! Тыматнэ минэ, амива фотографируйра, газетаду дукура. Туг-дэ со кэтэвэ оллолво вачавун. ӈи-дэ тарбае эчен варэ. Колхоз мунду аят олломидяктуливун премиява бурэн.
§ 53. Склонение имён существительных, заимствованных из русского языка →Упражнение 27
Спишите и подчеркните суффиксы падежей. Укажите значение падежей.
1. Этыркэн-бэюмимни агиду илива долбонива анӈэтчэӈа бичэн. Геду тырганиду нуӈан дюлави дагамадячан. Упкатва хоктово, упкатва самэлкилва этыркэн сачан. Илаллава Емеля ӈинактай агили гиркудячан. бирагит со эдын эдындечэн. Тугэкиттук гулэкэндук хокто ургэпчу бичэн. 2. Боло магазиндук этыркэн кэтэвэ дептылэлвэ гачан. Савридукви бэюмимнидукви нуӈан аява пэктырэвунмэ гачан. 3. Байкалвэ эвэнкил ламут гэрбитчэвкил. Упкат илэл Севердыва ламува — Байкалвэ аяврэ. Дукулар кэтэвэ давлавурва, улгурилвэ Байкалдули дукучатын. Байкалду эматанэл бэйӈэл, дэгил, оллол бивкил. Тар амуттук бира Баргузин, бира Ангара дэрэнтэвкил. Дюганиду Байкал гудей бивки. Оӈкочолди, параходилди илэл амуттыки сурувкил, оллолво дяванавкил.