§ 154
§ 153. Наречия степени § 155. Наречия времениНаречия места обозначают место действия.
Анӈит бира бисин, дегинӈит илан дюл биси. Справа находится река, слева три юрты. Гиркилви солоки сурусинэ, би эеки ӈэнэм. Мои товарищи пошли вверх по течению реки, я вниз по течению пошёл. Орор иду оӈкодеро? Орор дылэ биси. Где пасутся олени? Олени на горе (вверху) находятся. Эргит таргит урэкэкур биси. Со всех сторон (с этой и той стороны) были высокие горы.Куӈакар ӈески туксасина. Дети побежали вниз (по склону берега).
Эвенкийские наречия места так же, как и наречия качества именного происхождения. Именное происхождение подавляющего большинства наречий места обнаруживается благодаря наличию падежных форм у всех наречий места: имеются целые группы наречий места, происходящие от одной именной основы.
Список наиболее употребительных наречий места.
При ознакомлении с наречиями места возникает вопрос: не являются ли все приведённые выше слова просто именами существительными в падежах, которые обычно оформляют в предложении обстоятельства места? Однако при более детальном изучении оказывается, что хотя наречия места и имеют падежные формы, но правильного склонения по всем падежам не имеют. Все приведённые выше основы имеют только те падежные формы, которые имеют значения места или направления движения: местный, продольный, направительный, исходный, направительно-местный. Падежи именительный, винительный, неопределённый и совместный с этими основами уже не употребляются. Большинство наречных основ вообще нельзя отделить от тех форм, с которыми они бытуют. Мы не можем выделить именные основы у наречий: эдилэ внизу реки, солила вверху реки,дарила в стороне, дылэ на высоком месте, антыки вправо, дегинтыки влево.
Основы наречий амарду, амарила (амар зад, круп); дюлэду, дюлилэ (дюлэ перёд) не могут служить именительным падежом для групп наречий с аналогичной основой, так как разошлись по значению: в наречных основах заключено более общее, абстрактное понятие задней и передней сторон, нежели в именах амар и дюлэ. Кроме того, основа амар — неоднородна во всей группе наречий, она видоизменяется в различных наречиях: ама — в амаски, амaр — в амарду, амардук и амари — в амарила, амарили. Точно так же видоизменяется и основа дюлэ (дюли — дюлэ). Причём, от видоизменения основы изменяется и значение наречия: дюлилэ впереди, дюлэлэ вперёд.
Среди падежных форм наречий места мы встречаем падежные формы, которые в современной падежной системе эвенкийского языка отсутствуют. Это формы -ски, -ки и -лак — древние падежные формы, которые сохранились только у наречий места.
Кроме перечисленных выше наречий места именного происхождения, в эвенкийском языке есть ещё небольшая группа наречий места местоименного происхождения. В неё входят наречия, происходящие от указательных местоимений тар тот, то, эр этот, это.
Некоторые указательные местоимения в формах местных падежей уже перешли в разряд наречий места, так как в предложении они служат, главным образом, обстоятельствами места, а их падежные формы так же, как и падежные формы других наречий, постепенно перестают осмысляться как живые формы склонения.
К местоименным наречиям места относятся:
Наречия места как первой группы, так и второй отвечают на вопросы:
иду? где?
идук? откуда?
илэ? где находится?
или? по какому месту?
ириклэ? по какому направлению и куда?
иртыки? по направлению куда?
иргит? по направлению откуда?
аваски? куда (по направлению)?
авгит? откуда (по направлению)?
§ 155. Наречия времени →Упражнение 108
а) Укажите наречия места.
1. Ника аминми авунман гаран, тулиски юрэн. 2. Ичэткэл, эду бирал, ламул онёвчол. 3. Умнэт ӈинакинин гоголлон, амаски хутыллэн. 4. Бу часки туксасинав. 5. Ичэдерэв — упкат илэл дюлэски туксадяра. 6. Самолёт хэргиски дэгиллэн. 7. Умнэт иманаллан, хигиллэн, мурэли экунма-да эӈи ичэврэ оран. 8. Эдук бу эр хокотоли сурусинэв. 9. Иду-дэ тугэни иманнава иманаран. 10. Бэе угучактукви бурурэн, орорин амаски дюлавэр хуктыллэ. 11. Бэе амаски эчэсинэн. Хэгдымэмэ хомоты ӈэнэдерэн. Дылви угиски угирчэ, амӈави аӈача.
б) Переведите на эвенкийский язык:
1. Здесь будут построены новые деревянные дома. Кругом будут расти высокие красивые деревья. Там будет находиться наша новая школа. 2. Охотник, взяв ружьё, вышел на улицу. Он поднял голову вверх и посмотрел на небо. 3. Мы отправились вместе с ними вверх по реке. 4. Дети быстро сбежали с берега вниз к самой воде.