§ 2
§ 1. Общие сведения об эвенкийском языке § 3. Эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, удэхэ, орочи, ультаОтдельные группы эвенков разбросаны на огромной территории, границей которой на западе является междуречье Оби — Енисея, на востоке — побережье Охотского моря и остров Сахалин. На севере отдельные поселения эвенков доходят почти вплоть до Северного Ледовитого океана, а на юге — до пределов Северного Китая и Монгольской Народной Республики.
По переписи 1926 года эвенков насчитывалось около 40 000 человек. Эвенки живут в Эвенкийском национальном округе, в Таймырском национальном округе, в Якутской АССР, в Бурят-Монгольской АССР, в Иркутской, Читинской, Амурской, Нижне-Амурской и Сахалинской областях, а также в некоторых районах Хабаровского края.
На крайнем западе отдельные группы эвенков живут по соседству с ненцами, ханты, кетами; в Якутской АССР и в прилегающих районах эвенки живут в близком соседстве с якутами, в пределах Бурят-Монгольской АССР — с бурят-монголами, на крайнем востоке — с эвенами и негидальцами, на острове Сахалине — с нивхами и ульта. Почти во всех районах своего расселения эвенки живут вместе срусскими.
Русское население севера Сибири издавна оказывало прогрессивное влияние на хозяйство и культуру эвенков.
После Великой Октябрьской социалистической революции под влиянием самой передовой социалистической культуры русского народа эвенки вместе со всеми братскими народами Советского Союза активно приобщились к делу строительства коммунистического общества.
Основным видом хозяйственной деятельности эвенков в прошлом была охота. Охота на крупных копытных зверей давала эвенкам мясо для питания и шкуры для одежды, обуви и жилища. Промысел пушного зверя проводился для продажи, а ещё ранее для обмена.
Охотничий промысел был теснейшим образом связан с кочевым образом жизни. Чтобы добыть много зверя, охотнику приходится проходить большие расстояния. Основным средством передвижения по тайге был олень. Эвенки держали оленей, главным образом, для того, чтобы передвигаться по тайге в поисках мест, наиболее богатых зверем. без оленей по тайге передвигаться трудно, поэтому эвенки, не имеющие оленей, большей частью были вынуждены поселяться на берегах рек и озёр и заниматься рыболовством. Охотиться они могли только в близлежащих местностях.
Общественный строй эвенков в прошлом можно назвать переходным от патриархально-родового уклада к классовому обществу. Классов у эвенков ещё не было, но уже было значительное имущественное неравенство. К началу ХХ века среди эвенков развивается торговля и ростовщическая эксплуатация. У них не сложились ещё капиталистические производственные отношения, но богатые эвенки эксплуатировали бедных, причём эта эксплуатация носила часто скрытый характер: она прикрывалась отношениями родства, обычаями родовой взаимопомощи и т. д.
Наряду с этим, в эвенкийском обществе продолжали существовать пережитки (остатки) его прежнего первобытно-общинного устройства. Все эвенки делились на роды. Все члены рода считались близкими родственниками. Многие родовые и племенные названия сохранились и до настоящего времени, например: Киндигир, Чильчагир, Камбагир, Лонтогир, Удыгир и др.
В царской России эвенки, как и другие народы Севера, были бесправны и угнетены. Эвенкийский язык, культура эвенков не имели возможностей для своего развития. Эвенкийский народ был почти поголовно неграмотный.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец бесправному положению, в котором находились эвенки. Последовательное осуществление ленинско-сталинской национальной политики в нашей стране внесло коренные изменения в жизнь эвенкийского народа. В декабре 1930 года по постановлению Советского Правительства, в целях быстрейшей ликвидации экономической и культурной отсталости северных окраин, были организованы национальные округа. В числе северных национальных округов был образован и Эвенкийский национальный округ.
За двадцать лет существования Эвенкийский национальный округ стал центром культурной жизни эвенкийского народа. Огромные изменения произошли в жизни эвенков за этот период.
Особенно большую роль в деле коренного улучшения жизни эвенкийского народа сыграла коллективизация их хозяйств. Благодаря коллективизации и постоянной помощи Советского государства стала возможной более совершенная организация труда охотников и оленеводов. Поэтому охота и оленеводство стали приносить значительно больший доход. Кроме того, в колхозах стало развиваться земледелие, скотоводство и звероводство. При коллективных формах труда отпала необходимость в постоянных перекочёвках, поэтому вместе с коллективизацией начался массовый переход на осёдлость.
Больших успехов добился за годы Советской власти эвенкийский народ и в культурном строительстве. Одним из важнейших культурных достижений является создание письменности на эвенкийском языке. Благодаря созданию письменности стало возможным вести на родном языке первоначальное обучение и политико-просветительскую работу, создать национальную эвенкийскую литературу. Родной язык оказывает большую помощь в приобщении эвенков к социалистической культуре. Обучение на родном языке в школе помогает эвенкам легче и лучше овладеть языком великого русского народа.
§ 3. Эвены, негидальцы, нанайцы, ульчи, удэхэ, орочи, ульта →