Озвученный самоучитель

Урок 4

Существительное. Единственное и множественное число

Суффиксы множественного числа: -л; -р.

Суффикс образует множественное число от всех имен существительных:

дю — дюл (дома); бэе — бэел (люди)

Исключение: в словах, оканчивающихся на букву «н» множественное число образуется при помощи суффикса -р:

орон — орор (олени), куӈакан — куӈакар (дети)

В эвенкийском языке два согласных звука стоят рядом редко. Три и более согласных вовсе не могут сочетаться по фонетическим законам эвенкийского языка, поэтому между ними возникают гласные звуки. Это хорошо видно на примере заимствованных русских слов: стол — остол; председатель — пирисидатель. Эвенкийская молодежь заимствованные русские слова уже произносит по законам русского, старшее же поколение не могло произносить русские слова с сочетанием нескольких согласных и подвергало их эвенкийской огласовке: рубаха — урбаки.

По этому же принципу суффиксы множественного числа (-л, -р) в словах, оканчивающихся на согласный звук, присоединяются при помощи соединительного гласного -и-:

Слушать

дю (дом) — дюл,
бур (остров) — бурил (острова),
пионер — пионерил,
клуб — кулубил (клубил)

Запомните: Особым способом образуется множественное число существительных, обозначающих родство.

от амин (отец) — амтыл (отцы)

от энин (мать) — энтыл (матери)

от акин (старший брат) — акнил (акныл) — старшие братья

от экин (старшая сестра, тетя) — экнил (экныл) — старшие сестры, старшие тети

от нэкун (младший брат, сестра) — нэкнил (нэкныл) — младшие сестры и братья

Сюда же относятся:

аһи, аси (женщина) — аһал, асал (женщины)

һунат (девушка) — һунил, һунадил (девушки)

Упражнение 1

Образуйте множественное число от слов:

Слушать

бира река
эдын ветер
hигин мороз, холод
тыгдэ дождь
мурин лошадь, конь
аhи женщина
аhаткан девочка
адыл сеть рыболовная
таткит школа

Слушать

бирал реки
эдыр ветры
hигир холода, морозы
тыгдэл дожди
мурир лошади, кони
аhал (аcал) женщины
аhаткар девочки
адылил рыболовные сети
таткичил школы

Запомнить: в слове таткичил -кит переходит в -кич- — т. е. чередуется, и после согласного возникает соединительный гласный звук -и-.

Упражнение 2

Найдите в тексте слова во множественном числе и специфические глаголы, образованные от имени существительного:

Слушать

Бираду угэл угэдерэ. Туксул няӈнява даста. Эдын эдыллэн, ирэктэл ирэллэ. Херкин херкиллан. Агды урэлду агдыдяран. Хэгды тыгдэ тыгдэллэн. Тадук тыгдэ этэврэн. Туксулду чутума няӈня ичэвуллэн. Дылача ичэвуллэн, чипичал чулдулрэ.

Слова во множественном числе:

Слушать

Угэл, туксул, ирэктэл, херкин, чипичал.

Глаголы:

Слушать

Угэдерэ, эдыллэн, ирэллэ, херкиллан, агдыдяран, тыгдэллэн.

Перевод текста:

На реке волны появились (букв.: «заволнились»). Тучи небо закрыли. Ветер задул (букв.: «заветрил»), деревья зашумели (букв.: «задеревились»). Молния засверкала (букв.: «замолнилась»). Гром в горах загремел (букв.: «загромился»). Большой дождь пошел (букв.: «задождился»). Потом дождь закончился. Сквозь тучи голубое небо завиднелось. Солнце показалось, птички зачирикали..

Урок 5. Словообразование, словообразовательные суффиксы. Общий порядок построения слов →
Слушать весь урок

Урок 4

Авторы

Галина Варламова

Александр Варламов

Звучит голос Галины Варламовой

Поделиться